Разделы



Подразделы

Котировки

Официальный курс на 03.11.2017

Поиск по сайту

Главная » Публикации и обзоры » Государственное регулирование туризма: Как у них?

Государственное регулирование туризма: Как у них?

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.
 
Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.
 
Специфика туризма связана с интернациональным характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает определенную сложность правового регулирования.
 
В любом государстве взаимоотношения сторон "турист - турфирма", "турист - государство", "тур­фирма - государство", регулируются соответствующим законо­дательством. В зависимости от степени цивилизованности госу­дарства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и пол­ным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый эле­мент взаимоотношений указанных сторон.

Отметим, что сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами.
 
Рассмотрим, как же действует государство на примере нескольких стран.
 
Во Франции Законом о туризме № 92-645 определены усло­вия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие дан­ного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформу­лированы условия, при которых возможно осуществление турис­тской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официально­го согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом.
В специальном разделе Закона фиксируются отношения меж­ду производителем и потребителем туристского продукта, пере­числены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре). Законом также регламентированы меры ответственности продавца турпродукта за качество входящих в него услуг, а также случаи, ис­ключающие такую ответственность, санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных органов за дея­тельностью физических и юридических лиц, подпадающих под регламентацию данного Закона.
 
Вопросы регулирования туризма относятся к компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого предусмотрены Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирования и международных отношений в сфере туризма.
Кроме того, существует ещё целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом « с правом совещательного голоса»:
- Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ;
- Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму (маркетинговые исследования и статистика в туризме) ;
- Национальное агентство по отпускным поездкам (социальный туризм);
- Национальный комитет по процветанию Франции (вопросы экологии и озеленения городов).
На региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, решающие вопросы развития туристской сферы и подчиняющиеся непосредственно префектам. Деятельность этих представителей направлена на координацию местных и национальных инициатив, так как полномочия местных властей в области туризма достаточно велики.
Продвижением образа Франции как туристского центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», возникшая в 1987 г. в результате соглашения о партнёрстве между местными администрациями, туристическими фирмами, гостиницами, администрациями объектов экскурсионного показа. В настоящее время ассоциация насчитывает около 800 членов. В штате ассоциации более 200 сотрудников, 33 его представительства работают в 26 странах мира. Руководящий орган ассоциации - совет директоров, состоящий из 27 человек (1/3 - чиновники из госаппарата, а 2/3 - представители частного бизнеса). Деятельность ассоциации на 60 % финансируется из госбюджета.
 
Испания.
Туристская деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 "О компетенции в обла­сти туризма" и Декретом "О деятельности частных туристских предприятий" от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеука­занному Закону. Испанское законодательство по туризму регу­лирует отношения между туристом и продавцом турпродукта, ус­ловия, на которых физическим и юридическим лицам разрешает­ся заниматься туристской деятельностью, порядок оказания туристских услуг, меры контроля со стороны государства и санк­ции к нарушителям.
В апреле 1996 г. Парламент Испании утвер­дил Закон "О комбинированных путешествиях", которым были четко определены права и обязанности как потребителя, так и туристского агентства. Под комбинированным путешествием по­нимается поездка, включающая турпродукт, содержащий, по меньшей мере, два из трех нижеследующих элемента: транспорт, раз­мещение на ночлег и любые другие туристские услуги. В Законе дано четкое распределение ответственности внутри туристской сферы и разъяснение различных аспектов турпродукта и комби­нированных путешествий. Указано на необходимость наличия следующих данных в информационных каталогах: конечная цель и продолжительность путешествия, средства транспорта, вид ноч­лега, стоимость путешествия, дополнительные предложения, ус­ловия и положения на случай отказа от путешествия. Если изло­женные в каталоге детали предполагаемого путешествия не соот­ветствуют реальности, то турист, совершивший поездку, вправе предъявить иск. Введя данный закон, Испания привела националь­ное законодательство в соответствии с Директивой ЕС 1990 г. о туристских услугах (туристском продукте).
 
Вопросами туризма в Испании ведает Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, подчиненный Министерству экономики. Кроме Госсекретариата Министерству подчиняются:
- Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и выработка общих направлений государственной политики в сфере туризма );
- гостиничная цепь «Paradores» (83 гостиницы, размещённые в зданиях, представляющих историческую ценность) ;
- два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге) и Испанский институт туризма - « Turespaca» .
Полномочия Министерства экономики невелики. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии развития туристской индустрии, являются прерогативой местных властей.
С целью координации их деятельности в стране создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственных органов власти всех уровней и представители частного бизнеса. Решения Совета носят рекомендательный характер .
Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов, осуществляя рекламную деятельность и продвижение испанских курортов за рубежом. Организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из госбюджета.
 
В Великобритании сферу туризма возглавляет Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому подчиняется орган, непосредственно курирующий туризм ,- « British Tourist Authority» (ВТА).
ВТА занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию и развитием внутреннего туризма, а также консультирует правительство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. Для этого администрация проводит рекламные кампании за рубежом через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы.
Являясь по организационно-правовой форме частнопредпринимательским институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (распространение информации туристического содержания, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издаёт и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию.
Во главе ВТА стоит совет директоров из пяти человек и президент. В штате организации около 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные за рубежом в 26 странах мира.
Более чем на 2/3 (68 %) ВТА финансируется из госбюджета.
 
Италия.
В 1983 г. был принят основной закон по совершен­ствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Законом определены органы управления туризмом на региональ­ном уровне и порядок их функционирования, даны определение туристского предприятия и условия его регистрации, а также оп­ределение и классификация гостиничного хозяйства, изложены условия, на которых транспортным и туристским бюро, обще­ственным ассоциациям разрешается заниматься туристской дея­тельностью, регулируется деятельность профессионалов в турис­тской сфере, определены меры поддержки туристской отрасли со стороны государства и прочее.
Департамент по туризму входит в состав Министерства производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и ЕС).
Полномочия местных турадминистраций также значительно расширены. Они ведают всеми вопросами лицензирования туристской деятельности на своей территории, осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать и рекламировать свои регионы внутри страны и за рубежом (рекламные мероприятия, участие в выставках и т.п.).
Однако ведущая роль в представлении Италии на международном туристском рынке принадлежит Национальному управлению по туризму (Е NIT), основными функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных турадминистраций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму и полностью финансируется из госбюджета. В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 16 странах.
 
США.
Первый Национальный закон США "О международ­ном туризме" был принят в 1961 г. Им предусматривалось созда­ние Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон "О Национальной политике в сфере туризма", а 30 мая 1992 г. - Закон "О политике в сфере туризма и развитии экспорта", согласно которому перед АПТ были поставлены сле­дующие основные задачи: координация государственной полити­ки в области туризма в интересах США, исследование конъюнк­туры туристского рынка, ведение статистики туризма, руковод­ство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.
Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соот­ветствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как пра­вило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всесторонне­го развития въездного и внутреннего туризма, проведение реклам­но-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма. Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение тури­стов. В Бюро входят представители городских властей, транспор­тных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жиль­цов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членс­ких взносов и доходов от рекламы.
АПТ была призвана работать в тесном контакте с Консульта­тивным советом по вопросам туризма, куда входят 15 представи­телей основных отраслей промышленности США, а также Наци­ональным Советом по пропаганде путешествий и туризма, кото­рый ответствен за издание каждый год доклада с обязывающим названием: "Туризм работает на Америку". В этих докладах чет­ко прослеживается мысль, что въездной и внутренний туризм яв­ляются важнейшими секторами национальной экономики. В США туристская индустрия является вторым крупнейшим "работодателем" после системы здравоохранения.
В 1995 г. в целях привлечения внимания к сфере туризма и рас­смотрения возникающих в ней проблем в Белом Доме была про­ведена Национальная конференция по развитию туризма. Поми­мо всех прочих были рассмотрены вопросы перевода АПТ на са­мофинансирование, поскольку сфера туризма по доходам стала занимать в США третье место (после производства автомобилей и продуктов питания). По завершении Олимпиады в Атланте в августе 1996 г. государственное финансирование АПТ существен­но сократилось, вступила в действие система частичного государ­ственного спонсирования и значительно большего участия в этом частных фирм и предприятий. В 1996 г. Конгресс США принял еще один закон по развитию туризма и с января 1997 г. стала фун­кционировать предусмотренная в нем новая Федеральная турист­ская структура - Национальная Организация Туризма (НОТ). В Законе конкретно указано, что если в ближайшее будущее НОТ не повысит долю США в мировом туристском рынке и не увели­чит количество иностранных туристов, то она будет распущена.
 
В Финляндии туризм регулируется Законами "О субъектах, имеющих право на про­дажу туров" и "О турах и занятии туристской деятельностью" № 1080/94. Во многом принятие данного Закона было обус­ловлено вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приве­дения финских законов в соответствии с требованиями ЕС. Законы регулируют отношения клиента и турфирмы по вопросам прода­жи тура и порядок урегулирования спорных моментов. В марте 1995 г. принято Постановление правительственных структур Фин­ляндии "О занятии туристской деятельностью", в котором дета­лизированы основные сведения, требуемые при регистрации на занятие туристской деятельностью: помимо обычных вопросов, следует указать, в том числе, является ли фирма посредником ино­странной туристской компании.
 
В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристический комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира.
 
В Австрии туристическую отрасль курирует Министерство экономики. Рекламой туристических возможностей страны ведает Австрийский национальный туристический офис, представительства которого работают в 26 странах мира.
 
В Швейцарии вопросами въездного туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ) -крупнейшее национальное рекламное агентство.
 
В Индонезии существует специальное ведомство по туризму, которое наделено достаточно широкими полномочиями в области защиты прав туристов. В частности, в стране действует весьма влиятельная туристическая полиция, которая осуществляет контроль и надзор за предприятиями туристической и гостиничной индустрии, а также разбирает конфликтные ситуации, участниками которых становятся гости из-за рубежа.
 
В Израиле работает мощное Министерство туризма, бюджет которого в 2007 году достиг $150 млн. Эти деньги используются на финансирование мероприятий, связанных с информационной, презентационной, выставочной деятельностью по всему миру, на проведение конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание буклетов и рекламных материалов. Планируется, что в 2008 году бюджет Министерства туризма вырастет в 4 раза.
 
В объединяющейся Европе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом. Для защиты прав по­требителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тек­сты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем ого­ворены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.
www.tourvest.ru